Почему необходима помощь психолога?
Иногда случается так, что в жизни детей возникают разные трудности. Дети стараются все преодолеть своими силами. У кого-то это получается хорошо, а кому-то необходима помощь и поддержка. Если близкие люди замечают такое, они могут обратиться к психологу. Впрочем, они могут продолжать не замечать и делать вид, что все нормально и само собой образуется. Однако по опыту, любые нарушения в поведении детей без посторонней помощи взрослого человека сами проходят редко, чаще они просто накапливаются как снежный ком или перерастают в другие формы неадекватного поведения.
Причина проблем — нарушение баланса и равновесия. На что опирается психолог в своей работе с детьми? Специалист рассматривает психическое здоровье ребенка в контексте процесса его взаимодействия с окружающей средой. Большинство детей, нуждающихся в помощи, имеют одну общую особенность: в силу тех или иных причин у них нарушена способность творчески приспосабливаться и контактировать с окружающей действительностью.
Как возникают нарушения и проблемы?
Когда маленький ребенок приходит в этот мир, он живет своими ощущениями и чувствами. Он такой, какой он есть, ему нравится чувствовать свое тело, двигать ногами, руками, прикасаться к предметам. Каждый родившийся ребенок нуждается в безопасности, принятии и любви, в движении и новых впечатлениях. Это заложено в детях природой и принято называть потребностями. Всем своим существом ребенок ищет их удовлетворения. Однако со временем дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мир порой бывает двойственный и противоречивый и не всегда то, что хочется самому ребенку, нравится другим людям. Взрослые, зачастую под масками накопившихся проблем, словно заколдованные, видят в ребенке несбывшиеся мечты, тревоги или разочарования и начинают что-то делать в нем для себя, не замечая его настоящие потребности. А они так порой просты: ребенку важно чувствовать, что его любят и принимают, что ему безопасно и уютно в этом мире.
Как дети «защищаются»?
Когда настоящие чувства и потребности игнорируются взрослыми, ребенок научается защищаться от боли, одиночества, страха всеми возможными способами. Некоторые нападают первыми прежде, чем это сделают с ними – тогда родители часто обращаются с проблемой агрессивного поведения ребенка. Другие дети создают фантастические образы и миры и остаются там, где им безопаснее и уютнее — тогда родители обращаются с проблемой того, что их дети не разговаривают или говорят очень мало. Третьи часто болеют — и тогда родители включаются в бесконечную гонку по врачам, не понимая, что ребенку только этого и надо, ведь тем самым он получает то внимание, которого ему очень не хватает в семье. Кто-то становится необычно «вежливым» и хорошим, а кто-то агрессивным и раздражительным. Способы, которыми дети научаются защищаться от непереносимых чувств, многообразны до бесконечности.
А когда все же ребенку не удается получить то, что ему не хватает, он начинает жертвовать самым главным – самим собой, чувствами, готов отказываться от желаний ради маминой улыбки, ради спокойствия в доме, ради того, чтобы не слышать крик или вернуть папу. Так, он встает на путь потери себя, утрачивая внутреннюю силу Я. Ведь здоровое непрерывное развитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка – это основа его чувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении.
Как работает детский психолог?
Когда психолог работает с ребенком, он пробует «раскопать» под слоями симптомов и нарушенного поведения – что же на самом деле хочет этот человек, в чем его истинная уникальность и сущность. А для этого нужно вместе исследовать его желания и потребности, восстановить и усилить то, что когда-то было дано ему и со временем начало утрачиваться. Когда ребенок узнает свои ощущения, чувства и потребности, он научается их принимать, выражать и делать самостоятельный выбор в сторону их удовлетворения, у него появляется чувство внутренней силы и здоровое отношение к жизни. Так, постепенно совместными усилиями создается и развивается у ребенка внутренняя целостность, улучшаемтсяконтакт с его телом, чувствами, интеллектом. И когда это получается, начинают исчезать симптомы и поведение, в которых проявлялось неадекватное самовыражение.
Психолог — проводник от мира ребенка к миру взрослых
Многие родители могут проникнуться недоверием и сомнением к таким несколько абстрактным словам. Как же это поможет, могут спросить они, моей дочери или сыну лучше учиться, не воровать, спокойней спать по ночам и ездить одному в лифте, не падать при каждом посещении магазина на пол, демонстрируя силу и громкость своего голоса, да и просто хоть немного меньше болеть. Для этого детский психолог и является проводником от мира ребенка к миру взрослых, он пробует перевести неясные послания ребенка его родителям. Ребенок ничего не хочет делать, постоянно замкнут и подавлен? Что может скрываться за таким способом жить? Возможно боль от недостатка любви, буря самых разных невыраженных эмоций, огромное количество творческого потенциала, которому не нашлось применения… Используя разнообразные техники и средства психолог вместе с ребенком пробует узнавать и искать разные способы быть собой и получать то, что насущно важно.
Это важно знать родителям
Порой бывает, что не каждый родитель готов услышать то, о чем говорит ребенок. Не каждый, например, готов встретиться с правдой, которая может быть очень болезненной. Иногда хочется, чтобы ребенок изменился без изменения самих себя, чтобы психолог «пошурудил в коробочке», сказал волшебные слова и ребенок стал как прежде – перестал писаться в постель, начал хорошо учиться, не закатывал истерики и не воровал вещи. Но за правдой такого разного поведения может выясниться, что писается ребенок в постель, потому что днем мама или папа все время на него кричат, плохо учится, потому что это единственный способ подольше вечером за уроками посидеть рядом с мамой, а ворует, потому что… попробуйте пофантазировать сами.
Ребенок отражает, как в зеркале, то, что не всегда готовы признать взрослые в себе. Раз ребенок так научился жить, значит, так было кому-то удобно. И если родители действительно хотят, чтобы ребенок изменился, нужно самим быть готовым к изменениям.